Одна из характерных черт русского либерализма — страшное презрение к народу. Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собой. Все черты народа осмеяны и преданы позору. Для либерала, что проживает за границею, русский народ — косная масса, немая и глухая, устроенная лишь для платежа податей. Западные наши либералы — партия, готовая к бою против народа. Она гнушается идеей солидарности властей и простого мужика. Русскому, который хочет стать настоящим европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России.
Они дошли до того, что отрицают саму Россию. По сути, ненавидят и бьют свою мать. Более того — либералы наши западные, борясь за свободу, опутали себя своими идеями, как верёвками. А когда надобно высказать свободное мнение, они трепещут — а либерально ли выйдет? А похвалят ли в Европе? И выкидывают наши западники такие коленца, что и самому страшному деспотизму и насилию не придумать. Нашему либералу кажется: «Мы выучим народ грамоте, обольстим его Европой, заставим устыдиться древних песен и сказок. Тогда и начнётся у нас жизнь».
Одно мне кажется несомненным. Дай всем этим современным «высшим учителям» разрушить старое общество и построить всё заново, то выйдет такой мрак, нечто грубое, слепое и бесчеловечное, что всё их здание рухнет под проклятиями.
Фёдор Достоевский. «Дневник писателя», 1879 г.