Дмитрий Лекух
У меня иногда возникает ощущение, что над территорией Украины реально распыляют психотропные вещества. Потому как иначе трудно находить объяснения не только политическим процессам и военным эксцессам, продолжающим там длиться, но и историческому брожению тамошних умов.
Мы уже слышали великолепные истории о якобы великом народе «древних укров» (хотя исторически «украина» — это всего лишь «окраина», и «украин» в русских исторических документах было множество: от Балтики до Алтая).
Мы наблюдали попытки возвести генеалогию «украинцев» к т.н. трипольской культуре, что вызвало настоящую истерику у палеогенетиков: наличие митохондриальной ДНК определенных галлогрупп в захоронениях «трипольцев» говорит о малоазиатском или даже протосемитском типе, а такого количества дополнительных евреев ни одно государство Израиль не выдержит.
Мы дивились вбросам о претензиях на «украинство» самого Чингисхана, чему изрядно удивились в Монголии и даже в Китае, — но разве настоящих украинских историков могут смутить такие мелочи?
Но все это было больше, так сказать, для внутреннего употребления. И на международный уровень почти не выходило.
Однако тут во Францию в гости к президенту Макрону съездил российский президент Путин, после чего на территории несчастной Украины случился уже международный конфуз.
После того, как Владимир Путин упомянул в своем выступлении о том, что французская королева Анна, жена короля Генриха I, мать короля Филиппа I и одного из вождей Первого крестового похода Гуго Великого, была русской княжной и третьей дочерью русского князя Ярослава Мудрого, — в Киеве началась самая настоящая истерика.
Думается мне, в беседе со своим французским коллегой Владимир Путин меньше всего думал об Украине. Он и об Анне-то заговорил исключительно потому, что привез в подарок копию знаменитого Реймсского Евангелия, написанного кириллицей и глаголицей, на котором присягали французские короли. И которое, согласно одной из версий, привезла во Францию в качестве приданого как раз Анна Ярославна.
Ну, казалось бы — сказал и сказал. Обычная дипломатическая практика — подчеркивать исторические связи. Но не тут-то было.
Первой официальный протест с Украины поспешила озвучить вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
«Ярослав Мудрый — русский князь, а Анна Ярославна — русская княжна. А Киев тогда — русский город, как и Крым — российская вотчина? На кого это рассчитано?» — вознегодовала известная в прошлом и, вроде бы, образованная журналистка Геращенко.
Вот каков уровень украинского гуманитарного образования, подумали мы. Но тут подключилась уже и «тяжелая артиллерия».
Сначала шоколадный президент Украины заявил, что Владимир Путин «похитил» у его страны для российской истории дочь киевского князя Ярослава Мудрого Анну Ярославну. И обозвал и без того не самую счастливую при жизни женщину «украинской княжной».
А затем отличился и министр иностранных дел соседней территории. Этот и вовсе выдвинул претензии к России по поводу Александра Сергеевича Пушкина, «так как украинские Одесса и Крым вдохновляли его творческий гений».
Что тут можно сказать.
Дело даже не в том, что буйная дочь князя Ростовского, Новгородского и Киевского Ярослава Хромца и шведской принцессы Ингигерды вряд ли была бы довольна, если б ее назвали «окраинной княжной»: есть в этом, знаете ли, нечто провинциальное.
Тут беда еще и в том, что украинский президент в пылу оскорбил целые поколения французских историков и аристократов. Ведь и во Франции королеву Анну чаще всего именуют Анной (иногда Агнессой, есть версия, что именно под этим именем она приняла католичество) Русской.
Ну, вот, Анна Русская — и все тут.
Фантастической, кстати, красоты и весьма сомнительной добродетели женщина. Королева Франции, вторым браком — графиня де Крепи.
И ведь понятно, что, с точки зрения современного украинского руководства, это неправильно, неполиткорректно и непатриотично, и вообще является «принятием стороны страны-агрессора». Но, увы и ах, никакой Евромайдан и никакая украина головного мозга у руководителей разоренной воровством, глупостью и гражданской войной территории не могут отменить того, что записано в Истории пером.