Кажется, наконец происходит то, о чем я говорил много лет назад. Вообще, многие думают, что я не вижу проблем в России, и вообще во всем поддерживаю власть. Но это совершенно не так. Например, я уже давно не мог понять, почему в России не существует серьезной программы поддержки станкостроения. Вот почему программа поддержки сельского хозяйства есть, и она успешно работает, есть программа «Промсборки» в автомобилестроении, и она тоже успешно работает. Но почему же не сделать то же самое в станкостроении? Это же действительно стратегическая отрасль!
Всего 7 млрд за 5 лет! Напомнить сколько получил в свое время, например, АвтоВАЗ? И я действительно не мог понять почему так. С одной стороны, Медведев заявлял о необходимости модернизации нашей промышленности, с другой — почти все деньги, направленные на эту модернизацию, ушли из страны на закупку импортного оборудования.
У меня на этот счет был лишь один ответ — вполне вероятно, что зарубежные производители не спешили строить у нас свои заводы (оно и понятно, станок не автомобиль, станок намного сложнее, и эти технологии никто раздаривать не желает). Конечно, примеры есть, например, DMG MORI в Ульяновске, но, видимо, массового прихода ожидать не стоило изначально. А Российские производители попросту не были готовы тогда предложить конкурентоспособный продукт. Но, признаюсь, это объяснение — так себе, не особо убедительно.
Но лучше поздно, чем никогда. Правительство Мишустина взялось исправить этот пробел, были введены квоты на закупку российских станков компаниями с госучастием, и результат не заставил себя ждать. Недавно я писал про спасение группы «СТАН», которая за год удвоила производство станков, и постепенно выходит из кризиса. И вот еще одно убедительное свидетельство заработавшей программы нового правительства:
Тверской станкостроительный завод увеличивает производство
В декабре 2020 года 39 металлообрабатывающих станка Тверского завода отправились к своим новым владельцам в разные города России.
В начале 2021 года Тверской завод продолжал наращивать производство.
Количество отгруженных единиц токарных станков с ЧПУ и вертикальных обрабатывающих центров увеличено на 14% (в первом полугодии 2020 года было выпущено 120 станков). Отправлено с оборудованием более 3500 единиц оснастки и инструмента.
Подписано более 70 договоров поставки оборудования.
О росте производства станков сообщали и на «Южном заводе тяжелого станкостроения».
На «Липецком станкостроительном предприятии» вообще сообщают об очередях в 3 месяца:
Сейчас, чтобы купить липецкие станки, клиенты заблаговременно записываются в «очередь». Средний цикл производства станка составляет три месяца, и если сейчас затянуть со сроками заказа, получить станки липецкого производителя будет возможно только во второй половине 2021 года. Объемы заказов с начала года выросли в разы и, чтобы предприятие могло выполнить в срок свои обязательства по договорам поставки, менеджеры отдела продаж приняли решение открыть «очередь» для своих настоящих и будущих клиентов на заказ продукции компании «Липецкое станкостроительное предприятие» на несколько месяцев вперед, о чем сообщили в начале недели на общем собрании по плану производства.
Так что, с приходом Мишустина, ситуация изменилась. Станкостроение, которое при предыдущем премьере напоминало нелюбимую падчерицу, получило поддержку, и её результаты уже видны. В стране начинается бум станкостроения.
Роман Ковригин