Программу переселения российских соотечественников надо срочно менять

___________________


 

24 мая в Оренбурге начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова торжественно вручила свидетельство миллионному участнику программы добровольного переселения соотечественников в РФ. Но, несмотря на это знаменательное событие, очевидно, что саму программу необходимо срочно менять.

Миллионный участник программы – 22-летний Александр Сафронов из казахстанского Актобе (Актюбинска), судя по всему, был выбран отнюдь не случайно. С точки зрения задач, которые поставлены программой, он представляет собой наиболее «подходящий» вариант переселенца. В Оренбург Александр приехал шесть лет назад для того, чтобы учиться на медика и в настоящее время заканчивает 6-й курс Оренбургского государственного медуниверситета, одновременно работая в «красной зоне» областной инфекционной больницы. Помимо него в Оренбургскую область из Казахстана на постоянное место жительства планируют переехать родители и старший брат, которые смогут воспользоваться льготами, положенными членам семьи участника программы переселения. Именно на переселение в Россию трудоспособного населения, которого не хватает в конкретных регионах, и ориентирована сегодня эта программа.

Между тем один миллион переселенцев за полтора десятилетия, в течение которых действует запущенная в 2007 г. программа переселения соотечественников, – довольно скромный результат. Общая численность переселенцев за это время составила всего 0,68% постоянного населения России на 1 января 2021 г. Объем чистой миграции в Россию, представляющий собой разницу между числом приехавших и уехавших из страны, за 2007-2020 гг. по данным Росстата, составил около 3,3 млн человек. В эту цифру входят и те переселенцы, которые прибыли в РФ по программе содействия переселению соотечественников. Но их численность составляет лишь треть от объема чистой миграции за этот период. То есть большая часть постоянных мигрантов прибывает в Россию не в рамках программы переселения соотечественников, а самостоятельно, что заставляет задуматься о ее эффективности. И это несмотря на то, что привлекательность программы власти в последнее время стараются повысить.

На сегодняшний день программа реализуется в 80 из 85 субъектах РФ. Исключение являются регионы, которые и без того являются привлекательными для переселения ввиду высокого уровня жизни, зарплат или климатических условий – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, а также Крым, Севастополь. С 31 декабря 2012 г. программа является бессрочной, но территориями приоритетного вселения теперь являются не критически важные с точки зрения национальной безопасности приграничные регионы, как это было ранее, а исключительно регионы Дальнего Востока. На их территории установлен повышенный объем «подъемных», который в пять раз выше, чем в остальных регионах, выплачивается ежемесячное пособие при отсутствии дохода от трудовой деятельности, существует возможность получения земельного участка, а также право на получение жилищной субсидии.

Начиная с 2014 г., ежегодное число участников программы превысило 100 тыс. человек, но из-за начала эпидемии Covid-19 вновь заметно сократилось. По данным миграционного главка МВД, за первый квартал текущего года на учет было поставлено 15,7 тыс. участников программы переселения и членов их семей, что на 21% меньше показателей прошлого года. При этом почти половина из них получили свидетельства участников программы, уже находясь на территории России. То есть границу они не пересекали и на территорию РФ не приезжали.

Но главное, что заставляет обратить пристальное внимание на недостаточную эффективность программы переселения, – это распределение ее участников по гражданству стран исхода. Большинство тех, кто получил свидетельства участников программы в первом квартале 2021 г., ранее являлись гражданами государств, где русского населения почти не осталось или же осталось слишком мало. А это значит, что в Россию по этой программе переселяются отнюдь не русские и даже не украинцы с белорусами, а коренное население азиатских стран СНГ.

По числу участников программы уверенно лидируют страны Средней Азии и Закавказья. Так, на первом месте по доле переселенцев находится Таджикистан (31,7%), за которым следует Казахстан (30,7%), Армения (12,7%), Узбекистан (6,1%) и Азербайджан (5,3%). Число переселенцев с Украины (3,1%), из Молдавии (3,1%) и Белоруссии (менее 1%) крайне невелико. А между тем именно граждане этих стран, в массе своей хорошо владеющие русским языком, являются приоритетной целевой группой программы.

Особую тревогу внушает то, что лидерами по числу переселенцев являются страны, где русских почти нет. В Таджикистане, идущем первым по числу переселенцев, по данным переписи 2010 г. насчитывалось всего 34,8 тыс. русских. Большинство из них являлись людьми пожилого возраста и не могли уехать из страны, в связи с чем численность русской общины сегодня, скорее всего, упала до минимума. В Армении по переписи 2011 г. русских насчиталось всего 11,9 тыс. человек. А вместе с Таджикистаном она в первом квартале обеспечила почти половину всех переселенцев.

Среди неславянских стран СНГ самое многочисленное русское население сохранилось в Казахстане. На 1 января 2021 г. его численность оценивалась в 3,5 млн человек. И именно русские преобладают среди прибывающих в Россию переселенцев из этой республики. По данным казахстанской миграционной статистики, за 2017-2019 гг. они составляли 76%, а вместе с украинцами и белорусами  80% всех эмигрантов, покинувших Казахстан. Доля этнических казахов среди эмигрантов за этот период невелика и составляет всего 4%. Если же рассматривать чистую миграцию, то казахи за три года продемонстрировали миграционный прирост в размере 2,4 тыс. человек, тогда как миграционная убыль русских достигла 24,4 тыс., а вместе с украинцами и белорусами – 25,8 тыс. Достаточно многочисленные русские общины до сих пор существуют в Узбекистане (около 750 тыс.), Киргизии (341,4 тыс.) и Азербайджане (119 тыс.), что также позволяет предполагать их значительный процент среди участников программы переселения соотечественников в Россию.

Фундаментальным недостатком программы, как и всей системы государственной миграционной статистики России, является отсутствие данных об этническом составе мигрантов. Их фиксация по малопонятным причинам была отменена во второй половине «нулевых» годов, из-за чего национальный состав переселенцев можно оценить лишь приблизительно по данным об их гражданстве и составе населения стран исхода. В результате власти не могут отслеживать, кого именно они переселяют в Россию, а это в ситуации ускоренной депопуляции коренного населения страны из-за эпидемии Covid-19 грозит изменением этноконфессионального состава населения целых регионов.

Первые признаки этого появились задолго до начала эпидемии. Еще в середине 2000-х гг. аналитики отмечали тенденцию ускоренного повышения доли выходцев из стран Средней Азии, Закавказья и республик Северного Кавказа среди населения нефте- и газодобывающих регионов севера России, сопровождавшуюся ростом межэтнической напряжённости и террористических угроз. А 23 марта этого года об опасности неконтролируемого притока мигрантов в регионы Уральского федерального округа заявил и секретарь Совета безопасности РФ Н. Патрушев.

Все это свидетельствует, что программа переселения соотечественников нуждается в срочном пересмотре. Ее главной целью должно стать не обеспечение потребностей регионов в рабочей силе нужной квалификации, а восполнение демографических потерь и переселение именно русского, славянского населения, не нарушая при этом прав и других коренных народов России.

Примером может служить тот же Казахстан, который, будучи не менее полиэтничным, чем Россия, отнюдь не стесняется проводить политику репатриации на историческую родину этнических казахов. К началу 2020 г. казахские власти переселили в страну 1 млн 57,3 тыс. зарубежных казахов, что составляет 8,3% от их численности в самом Казахстане. То есть каждый 12-й казах в республике является репатриантом, притом что численность зарубежной казахской диаспоры в несколько раз меньше, чем русской.

Долгое время российские власти не стремились стимулировать репатриацию русских из стран СНГ, рассматривая их как инструмент своего влияния в этих государствах. Но резкое ухудшение демографической ситуации, похоже, не оставляет другого выбора.

Александр Шустов

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 14).

___________________

_________________

_________________

_________________