Иран увеличивает обогащение урана на фоне приостановки переговоров по ядерной программе

_________________




Согласно докладам Агентства ООН по атомной энергии, Иран уже может иметь более чем в три раза больше высокообогащенного урана, чем требуется для создания ядерного оружия.

Международное агентство по атомной энергии подсчитало, что 41 кг урана, обогащенного до 60%, является “приблизительным количеством ядерного материала, с использованием которого возможно изготовление ядерного взрывного устройства”.

Согласно сообщениям, с которыми ознакомилось агентство Reuters, запасы урана, обогащенного до 60%, в Иране по состоянию на 11 мая достигли 142,1 кг.

Эксперты по ядерному оружию из Института науки и международной безопасности говорят, что уран, обогащенный до 90%, идеально подходит для создания бомбы, но устройства могут быть изготовлены и на более низких уровнях. 60-процентное обогащение также часто описывается как технический шаг к получению опасного 90-процентного оружейного урана.

В апреле МАГАТЭ предупредило, что Иран может находиться "в нескольких месяцах или неделях" от создания ядерного оружия.

Эксперты, в том числе из МАГАТЭ, заявили, что Ирану все еще требуется преодолеть ряд препятствий для создания бомбы, даже если уран уже готов. Например, необходимо сделать устройство достаточно маленьким, чтобы его можно было установить на ракету, разработку которой, как полагают, Иран начал десятилетия назад.

“За прошедший год не было достигнуто прогресса в реализации Совместного заявления от 4 марта 2023 года”, - говорится в одном из двух отчетов для государств-членов, с которыми ознакомилось агентство Reuters.

Последняя оценка МАГАТЭ рисует мрачную картину перспектив возобновления ядерной сделки, заключенной в 2015 году при администрации Барака Обамы. В соответствии с соглашением, Иран свел к минимуму ядерные исследования, согласившись на инспекции ООН своих атомных комплексов в обмен на отмену жестких экономических санкций.

Но президент США Дональд Трамп в 2018 году вновь ввел санкции против Ирана.

Попытки возобновить сделку при президенте Джо Байдене провалились, и ее перспективы выглядят туманными при нынешнем и.о. министра иностранных дел Ирана, Али Багери-Кани, учитывая его прежнюю позицию.

Багери-Кани сменил Хоссейна Амирабдоллахиана, который погиб в авиакатастрофе 19 мая вместе с президентом Ибрагимом Раиси и принимал участие в переговорах по возобновлению Совместного всеобъемлющего плана действий с Ираном в Вене.

Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси недавно заявил, что переговоры после авиакатастрофы приостановлены.

В статье, опубликованной в 2021 году в Financial Times, Багери-Кани, будучи заместителем министра иностранных дел Ирана и главным переговорщиком по ядерной программе, заявил, что ни одной сделке, предлагаемой Западом, нельзя доверять.

“Опыт подсказывает нам, что Запад не стремится к заключению сделки. Скорее, он стремится набрать очки в глазах общественности, объявляя об этом, в то же время незаметно ”срывая" соглашение всеми возможными способами", - писал он.

Сторонники жесткой линии доминируют в парламенте Ирана, что еще больше снижает вероятность возобновления переговоров. МАГАТЭ также долгое время находилось в противоречии с Ираном по ряду вопросов после отмены СВПД.

В 2021 году, на пике обострения отношений, Иран обвинил наблюдательный совет ООН в тайном сотрудничестве с Израилем с целью саботажа ядерных исследований после серии взрывов на жизненно важных объектах, включая Натанз, где под землей происходит обогащение урана. Иран тогда заявил, что камеры, установленные для наблюдения за ядерными исследованиями, согласованными в рамках СВПД, были частью диверсионной операции.

Впоследствии Иран отказал инспекторам в доступе к важнейшим объектам и отказался объяснить присутствие частиц высокообогащенного искусственного урана в трех районах, где, как он утверждает, не проводились исследования.

Оружейная программа

По словам Чака Фрейлиха, бывшего заместителя советника Израиля по национальной безопасности, Иран сейчас приближается к тому моменту, когда он может получить ядерное устройство. Такой вариант развития событий стал бы “еще одним серьезным провалом в сфере безопасности, одним из многих, который начался с совершенно ошибочной поддержки выхода из ядерного соглашения”, - говорит он, имея в виду годы ястребиной политики премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который установил тесные связи с администрацией Трампа во время своей кампании “Максимального давления”.

Фрейлих говорит, что нынешняя напряженность в регионе и глобальное внимание к ситуации в Газе и на Красном море сейчас играют на руку Ирану.

“Я не думаю, что сегодня есть какие-либо возможности для согласованных действий против Ирана. Возможно, после ноября”, - сказал он, имея в виду предстоящие выборы в США.

Прошло 18 месяцев с тех пор, как Совет управляющих МАГАТЭ, состоящий из 35 стран, в последний раз принял резолюцию, предписывающую Ирану срочно начать сотрудничество с МАГАТЭ в проведении многолетнего расследования по поводу частиц урана, обнаруженных на незаявленных объектах.

Хотя с тех пор число объектов сократилось до двух, Иран до сих пор не объяснил, как туда попали следы.

 

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 16).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА